Блог специалиста по ГО и ЧС
статья

ГО и ЧС на предприятии с чего начать

ГО и ЧС на предприятии (в организации)

На сегодняшний день, многие директора уже знают, будь то крупные или небольшие частные организации, офисные компании, о том что необходимо проводить работу в области гражданской обороны (ГО) и защиты работников и своих территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в каждой организации.

А уж если не знают, и не выполняют обязанности в сфере ГО и ЧС, то могут быть оштрафованы на нескромные суммы до 200 000 рублей за каждое направление (КОАП 20.6, КОАП 20.7).

И у директора компании или у сотрудника на которого возложена ответственность по ГО и ЧС, тем более, если он еще и начинающий специалист, без опыта работы в этой сфере, возникает масса вопросов, на которые он лихорадочно ищет ответы в интернете.

Конечно хотелось бы, не особо вникая, скачать образцы документов, которые предлагает интернет, вставить туда фамилии, должности своих коллег и все, дело сделано!

Можно пойти и таким путем. Но ведь каждая организация индивидуальна, по направлению деятельности и по критериям опасности.
Рекомендую прочитать статью до конца, чтобы во всем разобраться, а если будет что добавить, напишите мне пожалуйста.

С чего начать работу по ГО и ЧС

Все течет, все меняется, а за последние несколько лет в области ГО и ЧС произошло очень стремительно много изменений. Можно выделить одно из основных нововведений – это обязательное выполнение работы по ГО и ЧС для всех работодателей, независимо от объема и деятельности организаций.
Хоть в плановые проверки и не включаются организации с категорией низкого риска (ППР 864), но не забывайте, что существуют и могут нагрянуть внеплановые (ФЗ 294), причиной, которой может стать жалоба от кого-либо.
А, для того чтобы понять с чего начать работу по ГО и ЧС у себя в компании, нужно выяснить некоторые нюансы.

А именно:
  • имеется ли у вас мобилизационное задание;
  • относится ли ваша организация к категориям по ГО;
  • связана ли деятельность вашей организации с деятельностью государства;
  • продолжаете ли свою деятельность в военное время;
  • имеются ли опасные производственные объекты.
Об этого вам необходимо спросить у директора компании, а если он не знает, то сделать запрос в управление по делам ГО и ЧС местной или региональной администрации.

Если всего перечисленного у вас нет, то предприятие считается не категорированным, и количество обязанностей по гражданской обороне будет меньше, чем у организации с имеющейся категорией по гражданской обороне или с наличием других составляющих, которые указаны выше.
Следующее, что вам необходимо знать, это обязанности предприятия по ГО и ЧС.

ГО и ЧС взаимосвязанные направления, но не одно и тоже.
По гражданской обороне должны быть одни документы, по защите от ЧС другие документы, но в некоторых случаях они конечно пересекаются. Остановлюсь на этом более подробно.

Обязанности работодателя в области гражданской обороны

Для начала разберем обязанности в области гражданской обороны, так как согласно статье 9 ФЗ “О гражданской обороне” основной акцент – на защиту населения от опасностей возникающих при военных конфликтов и директор компании должен обеспечить выполнение следующих требований:
  1. Проводить вводный инструктаж по ГО (Постановления № 841) и для этого разработать программу обучения, направлять ответственных работников на обучение в учебный центр (для всех организаций).
  2. Планировать мероприятия, то есть разработать план мероприятий и план ГО (если требуется).
  3. Проводить учения и тренировки.
  4. Если организация имеет мобильное задание, категорию или будет работать в военное время создать нештатные формирования по ГО.
  5. Оборудовать предприятие локальной системой оповещения по сигналам “Внимание Всем!!!”, где имеются опасные производственные объекты 1, 2, 3 класса опасности.
  6. Проводить мероприятия и разработать необходимые документы по поддержанию устойчивого функционирования объектов в военное время (если организация имеет мобильное задание, категорию или будет работать в военное время).
Понимаю, конечно, особенно тех, кто впервые столкнулся с понятиями ГО, как непросто разобраться с перечисленными требованиями. Так как самой понадобился не один год, чтобы хоть как-то начать ориентироваться в этой области. Но уж если вам досталась такая учесть, то добро пожаловать в систему, будет как минимум познавательно!

Обязанности работодателя в области защиты от ЧС

Обязанности для организаций в области чрезвычайных ситуаций диктует нам статья 14 Федерального закона № 68 «О защите населения и территории от ЧС», а именно:
  1. Разработать план действий при ЧС (если организация до 50 человек, то достаточно инструкцию) и осуществлять необходимые меры в области защиты персонала от чрезвычайных ситуаций.
  2. Разработать планы и положения комиссии по повышении устойчивости функционирования при ЧС (ПУФ) и комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования в организации и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях.
  3. Создать объектовый уровень предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), при необходимости создать нештатные аварийно-спасательные формирования (или заключить договор), а также, разработать программу обучения и проводить инструктажи по ЧС, проводить учения и тренировки, направлять ответственных работников в учебные центры.
  4. Оборудовать предприятие локальной системой оповещения о чрезвычайных ситуациях (где имеются опасные производственные объекты 1, 2, 3 класса опасности).
  5. Обеспечить организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории организации в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  6. Финансировать мероприятия по защите работников от ЧС.
  7. Создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  8. Осуществлять доведение до персонала информации о защите от ЧС и оповещать об угрозе или возникновении опасностей.
  9. Содействовать федеральным органам в установке средств оповещения на территории вашей организации и т.д.
За выполнение всего перечня обязанностей по ГО и ЧС в организации несет ответственность в первую очередь сам руководитель, а во вторую очередь ответственный работник назначенный по приказу, то есть уполномоченный по ГО и ЧС.

Если вам нужно разобраться с этой темой, то можете подробнее ознакомиться в статье специалист по ГО и ЧС.

Именно поэтому сначала, вы должны разработать приказы о назначении уполномоченного лица по ГО и ЧС. Далее приступить к разработке документов отдельно ГО и отдельно ЧС.

В настоящее время, согласно действующим формам проверочных листов по ГОиЧС, если будет проводиться проверка, то будет именно так – сначала инспектор проверит, как организация выполняет требования по ЧС (ФЗ №68), а потом по ГО (ФЗ №28) или наоборот.

Примерный перечень документов по гражданской обороне, который должен быть в организациях

Для упрощения вашей работы и внесения ясности в список документов, который должен быть разработан практически в каждой организации предоставлю вам примерный перечень документов по гражданской обороне:
  1. Приказ о назначении уполномоченного на решение задач в области ГО
  2. Положение об уполномоченном на решение задач в области ГО
  3. Программа вводного инструктажа по ГО
  4. Журнал регистрации вводного инструктажа по ГО
  5. Приказ о проведении курсового обучения по ГО
  6. Программа курсового обучения по ГО
  7. Расписание занятий по ГО
  8. Журнал учета занятий по ГО
  9. План основных мероприятий по ГО согласованный с местной администрацией на год
  10. Планирующие и отчетные документы проведения учений и тренировок по ГО и ЧС и т.д.
Только вы должны понимать, что просто скачать различные документы из интернета неверное решение. Конечно, как для подсказки и понятия воспользоваться можно, но не более того. Потому как, опираясь на свой опыт и практику, могу сказать, что при проведении проверки надзорными органами по ГО и ЧС, большое внимание уделяется правильности составления внутренней структуры разработанных вами документов.

Примерный перечень документов по защите от ЧС

Это ведь только кажется, что направление по ГО и ЧС не так значимо, а на самом деле работа проводится большая и документов нужно разрабатывать очень много, постоянно проводить работу с персоналом, чтобы в случае ЧС сотрудники знали порядок действий, а работодатель мог спать спокойно и не переживать, что “получит” штраф.

Чтоб вы могли четко представлять какие именно документы должны быть разработаны по защите от ЧС, оставляю примерный перечень, который требуется практически для каждой организации:
  1. Приказ о назначении уполномоченного в области защиты от ЧС
  2. Функциональные обязанности уполномоченного по ЧС
  3. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС или инструкция для предприятий до 50 чел персонала;
  4. Приказ об организации проведения инструктажей по ЧС
  5. Журнал регистрации инструктажа по ЧС
  6. Программа обучения по ЧС
  7. Вопросы для проверки знаний по ЧС
  8. Приказ об объектовом уровне РСЧС
  9. Приказ о резерве финансовых и материальных ресурсов
  10. Приказ о создании комиссий по ЧС и ПБ и ПУФ
  11. Планы комиссий
  12. Приказ о приеме-передачи информации от ЧС
  13. Приказ о создании НАСФ и т.д.
Для того чтобы узнать, какой именно список документов должен быть разработан для вашего предприятия, необходимо:
  1. Узнать статус организации.
  2. Воспользоваться формами проверочных листов по ГОиЧС.
Главное, о чем вы должны позаботится, это не только разработать весь необходимый перечень документов, но и проводить мероприятия должным образом.

Помимо наличия вышеуказанных документов, могут потребоваться и другие. К примеру, в нашей стране с марта месяца 2020 года введен режим повышенной готовности в связи с COVID-19, на основании чего в каждой организации обязательно должны проводится соответствующие мероприятия(ППР 417 от 03.04.2020г).

Разумеется вы же не просто издали приказ о мерах предосторожности персонала по COVID и “сложили ручки”.

Правильно. Вы организуете и контролируете закупку дезсредств, масок, проведение дезинфекции, измерение температуры тепловизорами у персонала, распространяете памятки, вообщем делаете все необходимое, чтоб не допустить распространение инфекции внутри организации.
Если все это правильно оформляете и реально проводите, то проверяющих по данному направлению можете не боятся, а также перед директором и работниками ваша совесть чиста.

Основные выводы

В этой заметке постаралась подробно рассказать с чего начать работу по ГО и ЧС на предприятии, а также пояснить, что наличие документов по необходимому перечню может быть недостаточно для успешного заключения акта проверки.

Все разделы приказов, планов, положений и других локальных актов организации, то есть их внутренняя структура, должна соответствовать установленным требованиям. Так как если ваш внутренний документ будет составлен неправильно, то проверяющий может его не засчитать.

АННА МАХНО
Специалистом по ГО и ЧС
Опыт работы 9 лет.
Почта: annao8593@gmail.com
ИНН: 643965629421
Политика конфидециальности: https://disk.yandex.ru/i/1kc52QJlakpTpw
Договор оферты: https://disk.yandex.ru/i/6RZtZubH7EMlDA
Made on
Tilda