статья

План действий по ЧС

В связи с вступлением в силу с 15 марта 2021 года новых Методических рекомендаций (далее – МР), план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера для организаций (далее – План действий по ЧС) нужно разрабатывать по новым требованиям.

Существующие Планы действий по ЧС перерабатывать не нужно под новые МР, это требуется тем, у кого на момент выхода новых требований истек срок действия существующего Плана, или кто начинает впервые разработку после 15 марта 2021 года.

В статье мы рассмотрим для каких объектов нужен свой План действий по ЧС, а для каких достаточно выписки из Планов действий городских округов и муниципальных районов (Письмо МЧС от 29 мая 2014 года N 43-2360-2). А также разберем порядок разработки и оформление Плана действий по ЧС по требованиям НПА и узнаем какая может быть ответственность за отсутствие такого документа.

План действий по ЧС

План действий по ЧС является обязательным информационно-справочным документом и требуется в организации для того, чтобы во время чрезвычайной ситуации руководитель предприятия, специалист по ГО и ЧС, аварийно-спасательная служба и другие службы для предупреждения и ликвидации ЧС, знали заранее свои действия, то есть действовали четко по плану, без собственной инициативы.

Причем это не просто инициатива специалиста по ГО и ЧС, а указание законодательства, чтобы во всех организациях были спланированы действия (ст.14 ФЗ 68) на случай возникновения ЧС.
Данное мероприятие должно подтверждаться официальным документом, то есть Планом или выпиской из Планов действий городских округов и муниципальных районов.

Для разных организаций готовятся разные документы с учетом специфики вида деятельности, но тут не так-то просто разобраться без углубленного разбора нормативки.

Отнесение организаций по типам объектов

Прежде чем приступить к разработке Плана действий по ЧС, необходимо для начала определить, что для вашей организации все таки потребуется План или достаточно будет выписки из Плана по действиям в ЧС.

Так как План действий по ЧС нужен не в каждой организации, а лишь тем, которые относятся к объектам первого и второго типа (Письмо МЧС от 29 мая 2014 года N 43-2360-2), а организации третьего типа, то есть малые, делают запрос в Управление по делам ГО и ЧС в администрацию города или района для предоставления выписки из их Плана.

На основании полученной выписки, можете разработать Инструкцию по действиям в ЧС для своей компании, отнесенной к третьему типу.
Давайте разберем типы организаций, чтобы вы смогли понять к какому относится именно ваша компания.
  1. Первого типа считаются – это критически важные объекты (КВО) и (или) потенциально опасные объекты (ПОО).
  • КВО – объекты, это те без которых экономика страны может быть разрушена или нарушение деятельности которых приведет к опасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени (Распоряжение Правительства 1314). К таким организациям относятся атомные станции, железнодорожные узлы, космос, морские порты, тоннели, крупные предприятия сельхозпродукции, и тому подобное.
  • ПОО – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества. Например, крупные заводы по переработке нефти, химические заводы, радиационно-опасные предприятия и тому подобное, а также гидротехнические сооружения и те компании, где количество персонала более 5 000 человек (ПП1226).
  1. К объектам второго типа относятся те предприятия, которые не относятся к объектам первого и количество персонала составляет более 50 человек.
  2. Объекты третьего типа называют “малыми” и к ним относятся организации, у которых численность персонала до 50 человек (п.10 Постановление № 272).
Данные по типам расчитываются п.11 ПП №272 из того, сколько людей находятся на территории вашей компании одновременно в течении 3 дней, включая выходные и праздничные дни.
Если ваша организация относится к первому или второму типу, следует приступить к разработке плана действий по ЧС.

Порядок разработки плана действий по ЧС

Как разработать план и какие разделы в нем должны быть, эта информация содержится в Методических рекомендациях от 15.03.2021 года.
Разработкой Плана действий по ЧС должен заниматься специально уполномоченный работник по ГО и ЧС или, как поступают сейчас многие организации, прибегают к услугам экспертов или специализированных фирм.
Организации предпочитают заказывать разработку данного документа, потому что это достаточно сложный документ для самостоятельного оформления и необходимо учесть очень много различных составляющих, чтобы план получился максимально приближенный к реальности с учетом всевозможного развития чрезвычайных ситуаций.

В любом случае, разрабатываете вы сами или заказываете данные услуги по разработке Плана действий по ЧС, вам все равно необходимо будет собрать все исходные данные по организации, а именно:

  1. Точное месторасположение.
  2. Вероятные ЧС, которые могут произойти на вашей территории.
  3. Какие у вас или по договору имеются службы для ликвидации ЧС.
  4. Наименование расположенных рядом аварийно-спасательных служб или формирований (отдел полиции, пожарная часть, медицинское учреждение и так далее).
  5. Какие у вас в компании имеются структуры по решению вопросов в области ЧС (специалист или отдел по ЧС, комиссия по ЧС и ПБ, дежурно-диспетчерская служба).
  6. Какой имеется финансовый и материально-технический резерв.
  7. Информацию о безопасном место куда, в случае ЧС будете эвакуировать персонал.
Такие сведения, как возможные чрезвычайные ситуации присущие вашей территории, можете запросить в местной администрации, а если есть опасные производственные объекты, то источником послужит декларация промышленной безопасности.

Но также нужно не забывать, что использовать можно только ту информацию, которая не содержит коммерческой тайны.
После сбора вышеперечисленной информации в первую очередь приступаете к поэтапной разработке Плана действий в удобном для вас порядке:

  • пояснительная записка, то есть содержание вопросов Плана;
  • приложения 2 шт, в соответствие с требованиями Методических рекомендаций;
  • карта Плана действий;
  • титульный лист;

Согласно своей практики и коллег, когда у вас все готово, но прежде чем направлять документ на официальное утверждение и согласование, для начала необходимо передать проект на рассмотрение коллегам и руководителям. Например, это могут быть специалисты (при наличие) отдела охраны труда, промышленной, пожарной безопасности, главный энергетик, главный инженер.

В данном случае, чтобы не бегать с большим талмудом по кабинетам и не выстаивать у дверей коллег и руководителей, применить в этом случае стоит электронную версию согласования. С помощью чего, вы упростите свою задачу и сможете сэкономить свое время и время коллег, ну а в некотором роде и нервы.
Сделав такой ход, вы обезопасите себя от лишних упреков и насмешек со стороны начальства и сотрудников, если вдруг при прохождении этапа согласования Плана действий по ЧС в местной администрации или со спасательной службой, вам его вернут на доработку по каким-либо причинам.
Когда План действий уже пройдет согласование внутри вашей компании, начинаете его сшивать в следующем порядке:

1.Титульник.
2. Карта.
3. Приложения.
4. Пояснительная записка.
5. Лист корректировки.

План действий по ЧС разрабатываете не менее 2-х экземпляров.
В конце каждого документа: карты, приложений, пояснительной записке ставите визу разработчика, то есть уполномоченного по делам ЧС и направляете на согласование и утверждение.

Согласование и утверждение Плана действий по ЧС

Новыми методическими рекомендациями точная последовательность в согласовании и утверждении не регламентирована.

Но не исключено, что алгоритм согласования может быть установлен на региональном уровне свой. И для того чтобы, знать точно, обратитесь в управление по делам ГО и ЧС своего города или района.

Полагаясь на свой опыт и НПА, последовательность следующая:
  1. Во-первых, согласованный со всеми руководителями подразделений вашей организации План действий по ЧС передаете на утверждение на стол генеральному директору.
  2. Во-вторых, согласовываете с командиром аттестованного аварийно-спасательного формирования, обслуживающего вашу организацию. Это могут быть либо собственное формирование, либо по заключенному договору.
  3. В-третьих, согласовываете с начальником управления по делам ГО и ЧС местной администрации.
План действий по ЧС направляете на согласование с сопроводительным письмом.

Образец сопроводительного письма на согласование можете скачать здесь.

Cопроводительное письмо
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Как вы уже поняли, для того чтобы обеспечить компанию наличием Плана действий по ЧС, необходимо пройти непростой путь по всем сопутствующим нюансам.

Ведь чтобы получить уже утвержденный и готовый документ, уходит минимум три месяца. И прежде чем приступить к его разработке, спланируйте для себя заранее определенное количество времени и возможностей.

Один экземпляр Плана действий по ЧС должен находиться в помещении вашей организации у дежурного диспетчера или ответственного работника за прием и передачу информации о ЧС (п.19 МР), а второй у вашего работника уполномоченного по защите от ЧС.

Ответственность работодателя

Планировать действия персонала при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, а также ликвидировать ее последствия, является обязанностью каждого работодателя.

И прописать заранее, как это будет выглядеть, если вдруг надо спасаться или спасать работников. Ну и вполне разумно, со стороны государства, предусматривать штраф за невыполнение такого планирования.
Ведь каждый человек, который выполняет свои должностные обязанности на территории работодателя должен быть защищен от различного рода ЧС.

И согласно КОАП 20.6 за отсутствие плана действий по ЧС директор может быть оштрафован до 200 000 рублей.

Соответственно директор накажет работника, ответственного за вопросы по защите от ЧС в организации, который допустил такую оплошность.

Вообщем, от штрафа и дисциплинарной ответственности не уйти, в случае, если не обеспечить свое предприятие Планом действий по ЧС.

Корректировка Плана действий по ЧС

Ввиду того,что переработка Плана должна осуществляться каждые 5 лет, то за этот период, могут происходить изменения в вашей организации, затрагивающее информацию прописанную в плане. Например, это может быть:

  • наименование организации;
  • количество персонала;
  • внутренняя структура;
  • смена юридического адреса;
  • расширение территории или реконструкция зданий;
  • и тому подобное.
Уточнение тех или иных сведений будет происходить в любом случае и для того чтобы не допустить бесконтрольные исправления в Плане действий по ЧС, нормативно упорядочено проведение корректировок.


Предусмотрено три периодичности:
  1. Текущая
  2. Плановая
  3. Внеплановая
Текущая корректировка подразумевает внесение уточненных данных в сведениях о территории, численности персонала, о прогнозах ЧС и так далее, в том случае, если появляется более актуальная информация для полноты сведений. То есть вносить изменения данных вы можете в течении года.
Например, в связи с увеличением заказов на полуфабрикаты мясных продуктов, на предприятии мясного цеха пришлось поменять оборудование на более мощное, что соответственно, вырос класс опасности и который может послужить более обширной ЧС.

Плановая, проводиться ежегодно – до 1 января текущего года.

Внеплановая, при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера, при введении режима повышенной готовности на территории вашей организации, то вносите изменения, не дожидаясь плановой корректировке.
Корректировку необходимо проводить на основании приказа директора предприятия или решения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Вы можете использовать мой образец приказа о корректировки в План действий и скачать здесь, либо разработать свой с учетом специфики вашей организации.

Cопроводительное письмо
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Обратите внимание, что все корректировки отмечаете на последнем листе пояснительной записке. Причем, уточнять данные в Плане вы можете в течение 15 днейпри условии наступления одной из трех периодичности, указанной выше, но не более того.

Весь документ каждый раз при корректировке полностью перерабатывать не требуется, что упрощает работу специалиста по ГО и ЧС, потому как это очень объемный и информативный документ.

Для наглядности и упрощения вашей работы, оставляю вам в качестве примера образец своего заполнения листа корректировки, который вы можете скачать здесь.

Основные выводы

План действий по ЧС необходим для того чтобы уберечь или минимизировать риски гибели работников и порчи имуществав случае природных и техногенных катастроф, а также при террористических актах и эпидемиях. Этот документ должен быть в каждой организации.

А своевременная разработка Плана еще и убережет от штрафов от надзорных органов МЧС, которые могут очень серьезно ударить по бюджету организации.
Причем при проведении проверки инспектор уделяет особое внимание проверке данного документа на соответствие, то есть не достаточно скачать чужой образец плана с интернет и поменять титульный лист, проверяющий будет читать, поверьте на слово, проходила не одну проверку МЧС.

Если после прочтения заметки у вас остались вопросы, напишите мне, отвечу всем, а если понадобится помощь, обращайтесь.

АННА МАХНО
Эксперт по вопросам ГО и ЧС
Почта: annao8593@gmail.com
ИНН: 643965629421
Политика конфидециальности: https://disk.yandex.ru/i/1kc52QJlakpTpw
Договор оферты: https://disk.yandex.ru/i/6RZtZubH7EMlDA
Made on
Tilda